Причины и последствия перегрева двигателя


Как свидетельствует практика, в большинстве случаев первопричиной выхода из строя двигателя является его перегрев. Коварство перегрева в том, что, как правило, результаты сказываются далеко не сразу, но сказываются всегда. И если не принять срочных мер, последствия перегрева неумолимо приведут к серьёзным отказам, а то и вовсе к выходу двигателя из строя. Весь этот путь чётко делится на четыре стадии.
Первая стадия — возникновение причин перегрева. Как правило, это:
- подтекание охлаждающей жидкости с последующим снижением уровня ниже верхнего патрубка радиатора и, как следствие, прекращение циркуляции жидкости в радиаторе и образование воздушной пробки;
- ослабление ремня, выход из строя либо самого двигателя вентилятора, либо датчика включения двигателя вентилятора, либо вискомуфты вентилятора;
- неправильная регулировка угла опережения зажигания;
- высокая степень нагарообразования в камере сгорания;
- засорение сот радиатора.


Вторая стадия — непосредственно сам перегрев. Наиболее часто он проявляется при ожидании в «пробках» на дорогах и работе двигателя на холостых оборотах. Происходит это так: водитель видит, что стрелка указателя температуры начинает перемещаться в сторону красной зоны, но полагает, что пока эта стрелка не дошла до неё — ничего страшного нет. Это первая и главная ошибка.
Система контроля температуры двигателя весьма инерционна. Датчик измерения температуры находится в водяной рубашке массивного блока цилиндров, имеющего большую ёмкость. А значит, температура в блоке цилиндров при возникновении течи охлаждающей жидкости и смещении её уровня будет существенно ниже температуры в головке блока. Образование воздушной пробки в радиаторе и вскипание жидкости приводят к тому, что головка блока практически остаётся без охлаждения. Что это значит, понятно каждому. Но водитель в лучшем случае, немного нервничая, косится на стрелку и продолжает греть двигатель. А дальше, в зависимости от степени перегрева, наступают соответственно третья и четвёртая стадии.
Во время третьей стадии двигатель продолжает накаляться. И хорошо, если дело заканчивается выходом из строя сальников клапанов. А то ведь могут «накрыться» прокладки головки блока, и ситуация плавно перейдёт в четвертую, завершающую стадию.
Её следует выделить особо. Ведь если последствия предыдущих стадий перегрева можно тем или иным образом исправить в рамках среднего ремонта, то четвёртая стадия предполагает необратимые разрушения:
- перегрев и поломку колец с задиром цилиндров;
- попадание охлаждающей жидкости в масло и, как следствие, задиры шеек коленвала;
- деформацию головки блока;
- образование трещин в головке блока и самом блоке.
Статистика позволяет выделить марки автомобилей, наиболее уязвимых к перегреву и чаще других «доходящих» до четвёртой стадии. «Лидируют» здесь, причём с большим отрывом, автомобили Saab. Их форсированные двигатели с минимальными зазорами не прощают русского «авось». Наши же поклонники этой модели считают зазорным оказаться на буксире и скорее загубят двигатель, чем попросят дотащить их автомобиль из пробки до автосервиса. И как только причина остановки — «пробка» — рассосётся и владелец Saab надавит на педаль газа, чтобы с пробуксовкой уйти в отрыв от остальных машин, остатки охлаждённого в радиаторе тосола хлынут в раскалённую головку и блок, которые от подобного хамства не найдут ничего лучшего, как треснуть. Двигатели автомобилей других марок, хотя и не столь «нежны», но также не прощают невнимательного к ним отношения.