Колесные диски: классификация и маркировка

Автомобильное колесо состоит из двух частей: обода колеса и диска. Диамер колесного колеса должен совпадать с диаметром монтируемой на него шины.
По технологии изготовления и сплава диски классифицируются как:
  • штампованные стальные диски - самые дешевые, самые тяжелые и самые непрочные, к тому же подвержены коррозии.
  • литые легкосплавные диски - выплавляются из алюминиевых сплавов. Литые диски легче, прочнее штампованных, к тому же имеют много разнообразных дизайнов.
  • кованные легкосплавные диски - изготавливаются из легких сплавов. Самые прочные и самые легкие, однако, из за трудоемкости процесса еще и самые дорогие.

    В маркировке колесного диска должно быть следующее:
    1. товарный знак производителя;
    2. дата изготовления (неделя и год, например 0598 означает, что диск выпущен в 5-ю неделю 1998 года);
    3. номер плавки;
    4. допускаемая статическая нагрузка (кг или фунты);
    5. клеймо контролирующего органа(по-русски ОТКМ,многие фирмы клеймят свою продукцию не сухими буквенно- цифровыми индексами, а птичками, цветочками и прочим художеством);
    6. отдельное клеймо рентгенконтроля (как правило, для литых, говорящее об отсутствии внутренних раковин) и, конечно, типоразмер.
    Например, 5,5Jx15H2 ET30
    5,5 — ширина обода в дюймах. Стандартный ряд: 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5 и 7,0 дюймов; тюнинговые, спортивные и внедорожные машины могут иметь колеса и шире.
    15 — монтажный диаметр обода в дюймах. Стандартный ряд для легковых машин и внедорожников: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 дюймов.
    ET30 — вылет колеса в миллиметрах. Может обозначаться как OFFSET или DEPORT. Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной (привалочной) плоскостью колеса (при совпадении этих плоскостей вылет нулевой). Брать диски с нештатным для вашей машины вылетом нельзя. Уменьшение вылета (колея колес становится шире) может создать дополнительную нагрузку на подшипники ступиц и подвеску. При увеличенном же вылете (колея сужается) диск может воткнуться в тормозной узел. Вообще, все игры с вылетом — дело тонкое. На тюнинговых и спортивных модификациях его меняют, но это делают в комплексе с целым рядом других изменений.
    J и H2 — символы, нужные больше специалистам. В J зашифрована информация о конструкции бортовых закраин обода (может быть JJ, JK, K или L). А H2 — это код конструкции хампов — кольцевых выступов на посадочных полках обода, служащих для надежного удержания бескамерной шины на диске (вариаций много: H, FH, AH...).
    Иногда на диске указывают диаметр расположения отверстий крепления — PCD (Pitch Circle Diameter). Например, PCD100/4 означает, что этот диаметр равен 100 мм, а число отверстий — 4 (это, впрочем, видно и так).
    Кроме того, диск подбирают по диаметру центрального отверстия и по особенностям крепежных отверстий: затяжка болтов (гаек) «на плоскость», «на сферу» или «на конус» — с этим нельзя ошибаться.


    1. ET - вылет колеса
    2. DIM - ширина обода
    3. DIM1 - монтажный диаметр обода
    4. DIA - диаметр центрального отверстия
    5. PCD - диаметр расположения и количество крепежных отверстий