Через 10 лет эксплуатации автомобиль может стать грудой металлолома, а через 50
лет - после реставрации и восстановления рабочего состояния - принести своему
владельцу миллионы. Категория ретро-машин весьма расплывчата. К ней относятся
модели, снятые с производства и зачастую уже не использующиеся по прямому
назначению.
Впрочем, некоторые старые автомобили не имеют никакой инвестиционной
привлекательности, потому что не являются достаточно редкими или потому что
предпочтения покупателей массово изменились. Спрос на винтажные машины зачастую
подталкивает свойственное людям чувство ностальгии. К примеру, седаны 20-30-х
годов прошлого века с утонченным дизайном в стиле арт-деко стали терять в
стоимости, так как время поколения, которое помнит их на улицах города, подошло
к концу. Некоторых коллекционеров такие модели все равно могут заинтересовать, а
вот инвестора – вряд ли.
Однако все же главный фактор,
определяющий перспективность инвестиций в ретро-автомобиль, - это его
ограниченное предложение на рынке. Некоторые модели эксклюзивны сами по себе,
другие сохранились до наших дней в ограниченном количестве, третьи в свое время
плохо пользовались спросом, а потому перестали выпускаться. Покупка таких машин
может оказаться сверхприбыльным долгосрочным вложением, как правильно выбранные ювелирные украшения, это так же, как вовремя посетить Натали голд . Нередко стоимость
раритетной машины за десятилетие взлетает в десятки раз.
К настоящему моменту на рынке винтажных
«железных коней» уже появились общепринятые индикаторы доходности, хотя
произошло это не так давно. В 2007 году Дитрих Хатлапа - финансист, влюбленный в
произведения автомобильной индустрии, - решил пополнить свою коллекцию раритета
на колесах. Хатлапа подошел к делу как инвестор, однако на тот момент не
существовало агрегированных данных о динамике цен на этом рынке, которые помогли
бы сделать верный выбор, а главное - сравнить доходность покупки автомобиля с
доходностью других классов активов. Так родилась организация Historic Automobile
Group International (HAGI) и идея семейства индексов HAGI, отслеживающих
стоимость исторических авто.
Удивительно, насколько хорошо этот рынок чувствовал себя в последние десятилетия. За последние 30 лет индекс HAGI Top, который отслеживает цены на 50 коллекционных моделей, вырос в 30 раз, что эквивалентно совокупным среднегодовым темпам роста на уровне 12 %. Чем же такой рост обусловлен?
Удивительно, насколько хорошо этот рынок чувствовал себя в последние десятилетия. За последние 30 лет индекс HAGI Top, который отслеживает цены на 50 коллекционных моделей, вырос в 30 раз, что эквивалентно совокупным среднегодовым темпам роста на уровне 12 %. Чем же такой рост обусловлен?
Основатель HAGI отвечает на этот
вопрос следующим образом. Два основных драйвера роста цен на такие активы, как
исторические автомобили, - это их редкость и растущий спрос. Все больше людей
хотят сделать винтажные авто частью своей жизни, поскольку в целом уровень
благосостояния в мире повышается. Финансист также отметил действие вторичных
факторов, таких как изменение стиля жизни и роли автомобиля, который для многих
стал не средством передвижения, а дорогой и красивой игрушкой.
В последнее время спрос на раритетные
автомобили подстегивают экономическая неопределенность и колебания на финансовых
рынках. В таких условиях всегда растет интерес к реальным активам, особенно к
тем, предложение которых ограничено. В прошлом году рост цен на исторические
автомобили опередил ценовую динамику не только на рынке акций, но и на рынке
драгоценных металлов. По данным HAGI, за 2011 год в некоторых сегментах рынка
коллекционных авто рост достиг 20 % против всего 10 % на рынке золота. C начала
2012 года индекс HAGI Top прибавил уже 18,8 %.
Однако эксперты предупреждают, что рынок
исторических авто сильно фрагментирован и очень подвержен влиянию смены вкусов и
предпочтений. Веяния моды, часто диктующие цены на этом рынке, могут сработать
против инвестора. Если какая-то модель или марка автомобиля хорошо росла в
стоимости в прошлом, это вовсе не значит, что она продолжит это делать в
будущем. Как раз наоборот, лучшие инвестиционные возможности можно найти среди
моделей, цены на которые в прошлом отставали от рынка в целом.
Кроме того, существует проблема потери
стоимости из-за износа и повреждений. Владелец антикварного автомобиля несет
расходы, и немаленькие, на поддержание объекта инвестирования в рабочем
состоянии и его сохранность, что сокращает потенциальную доходность от такого
вложения.
Тем не менее покупка ретро-автомобиля
может быть хорошим способом диверсификации инвестиций. Исследования Д. Хатлапа,
который до создания HAGI работал на финансовых рынках около 20 лет, показали,
что цены на исторические авто никак не коррелируют с ситуацией в каких-либо
других сферах инвестирования. Так что, если имеются свободные средства, желание
их выгодно вложить и любовь к автомобилям, стоит задуматься о том, чтобы
«припарковать» какой-нибудь раритет в своем инвестиционном портфеле.